Стратегия разработки

Целью Эко-стандарта «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции» (одноименный проект Технического Регламента) является создание в Российской Федерации, в том числе, и на государственном уровне нормативно-правовой базы в области экологического сельского хозяйства и природопользования.

Некоммерческим Партнерством по развитию экологичского и биодинамического сельского хозяйства «АГРОСОФИЯ» была разработана Стратегия создания стандарта по экологическому сельскому хозяйству и природопользованию (одноименного Проекта Технического Регламента), которую можно выразить вкратце следующим образом: — «Устойчивое развитие» — «Гармонизация» & «Защита производителя» — «Для России» — «Все вместе» — «Компетентность»

 1. «Устойчивое развитие». В основу Технического Регламента положена модель устойчивого развития, что, конечно, не противоречит общемировому опыту: экологическое сельское хозяйство и природопользование – это устойчивое развитие экологической, экономической и социальной сфер общества.

2. «Гармонизация & Защита производителя». Гармонизация Эко-стандартов с европейскими (ЕС 2092/91), а в дальнейшем – с американскими (NOP) и с японскими (JAS) – важное требование, которое необходимо учитывать при его разработке. В противном случае, российское понятие «экологического сельского хозяйства», «экологической продукции» будут отличными от «экологического сельского хозяйства» ЕС, США, Японии, и, стало быть, российскому производителю нужно будет решать, на какой рынок ему производить: внутренний, ЕС, США, Японии с соответствующей последующей сертификацией либо по Эко-стандартам Российской Федерации, либо по Стандартам экологического производства Европейского союза ЕС 2092/91, Стандартам национальной органической программы США NOP, либо японским стандартам экологического сельского хозяйства JAS, что могло бы усложнить выход российского производителя на желаемые целевые Био-рынки.

Вместе с тем, если Эко-стандарты «укладываотся» в рамочные условия (которые достаточно широки) этих постановлений (различия между которыми непринципиальны), это обеспечивает признание российской экологической продукции на любом из рынков и не потребует различных видов (в зависимости от целевого рынка сбыта) ежегодной дорогостоящей сертификации. С другой стороны, если российские Эко-стандарты не «укладывались» бы в «рамки» ни одного из вышеперечисленных Эко-стандартов (ЕС 2092/91, NOP, JAS), существует опасность, что они окажутся «мёртвыми» и не будут «работать» – производитель возьмёт за основу любое из трёх Постановлений (они  уже переведены на русский язык), в соответствии с ним будет вести производство и проходить сертификацию. Подобный опыт «развития» «экологического агропроизводства» в России в 90-ых годах уже был.

Таким образом, Эко-стандарт «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции» разрабатывается на основе, прежде всего, Эко-стандартов ЕС, США и Японии в качестве его «рамочных условий». Все предложения по российскому Эко-стандарту, лежащие вне этих «рамок» и ставящие под угрозу признание российского Эко-стандарта на международном уровне как эквивалентного и гармонизированного регламентам основных целевых рынков (что повлечет за собой трудности и препоны в развитии экологического и биодинамического сельского хозяйства в Российской Федерации) приниматься не будут.

3. «Для России». Обобщение и использование богатого российского опыта в области экологического сельского хозяйства и природопользования, учет специфических условий Российской Федерации – другая важная составляющая при его разработке.

4. «Все вместе». Привлечение и объединение всех заинтересованных в развитии экологического & биодинамического сельского хозяйства и природопользования сторон различных уровней (частного, отдельного предприятия, районного, регионального, федерального и международного) — следующая важнейшая составляющая при разработке Эко-стандарта.

В разработке в настоящее время существующего Эко-стандарта «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции» (одноименного Проекта Технического Регламента) приняли участие государственные организации (Министерство сельского хозяйства, Агентство по техническому регулированию и метрологии (бывший ГОССТАНДАРТ), Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения (Федеральный центр Госсанэпиднадзора)), производители, переработчики, продавцы и потребители, общественные организации, научно-исследовательские институты, сертификационные ведомства, консалтинговые агентства, частные лица К участию в дальнейшей работе над нормативно-правовой базой в экологическом сельском хозяйстве и природопользовании приглашаются все заинтересованные в развитии данного направления в Российской Федерации стороны.

5. «Компетентность». Формирование рабочих групп по той или иной специализации, отражаемой в Эко-стандарте (земледелие, растениеводство, защита растений, семеноводство, животноводство, ветеринария, кормление животных, разведение и содержание животных, бухгалтерия, учет, инспекция, контроль, аккредитация и т.п.) и их активная работа — это возможность создать высокопрофессиональный Эко-стандарт «Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции».

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.