Май 2015

НП «Агрософия» приняло активное участие в работе и бурной дискуссии круглого стола «Органическое земледелие как резерв развития российского АПК» VI Международного форума «Продовольственная безопасность»

Администрация Новгородской области

Администрация Новгородской области

С 21 по 23 мая в Великом Новгороде проходит VI ежегодный международный форум «Продовольственная безопасность», являющийся, при деятельной поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе, авторитетной деловой площадкой Северо-Запада для обсуждения вопросов взаимодействия органов государственной власти, научных учреждений и предприятий агропромышленного комплекса. Инициатива губернатора Новгородской области по проведению VI Международного форума «Продовольственная безопасность» в городе Великий Новгород дает возможность раскрыть потенциал российских регионов в решении общей задачи обеспечения национальной продовольственной безопасности.
Заглавная тема деловой программы VI форума – Россия в новых реалиях мирового агропродовольственного рынка: вопросы поддержки отечественного сельхозтоваропроизводителя, импортозамещения – ключевые в программе. Ряд круглых столов форума посвящен обсуждению роли научных учреждений в модернизации и развитии АПК. Учитывая необходимость поиска наиболее эффективных способов импортозамещения, ожидается оживленная дискуссия по всем вопросам развития отечественного рыбохозяйственного комплекса. Эксперты FAO и российские ученые представляют также доклады по глобальным проблемам развития мирового агропродовольственного рынка. Важнейшей особенностью VI форума является ориентированность на проблемы развития мелкомасштабного сельскохозяйственного производства.
Активное участие в работе и бурной дискуссии круглого стола «Органическое земледелие как резерв развития российского АПК» приняло некоммерческое партнёрство по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства «Агрософия»: А.В. Ходус, помимо ответа на наиболее волнующие участников вопросы экологического хозяйствования («можно ли в экологическом сельском хозяйстве делать прививки и использовать антибиотики?», «чем био-продукты лучше обычных?», «можно ли применять микробиологические препараты?», «какова себестоимость экологического хозяйствования и био-продукции?», «что такое био-семена и био-средства производства и где их взять?», «является ли «фермерская продукция» и продукция ЛПХ экологической (био, органической?», «экологически безопасная и эко-био-органическая – одно и то же?» и многие другие) и развеивания «мифов» об экологической (био, органической) продукции и таком способе хозяйствовании выступил также перед участниками с докладом «Экологическое (органическое) сельское хозяйство и продовольственно-экономическая безопасность предприятия, региона, государства».

Био-торговля в контексте государственного регулирования, понимания и гарантии экологического (био, органического) качества, используемых стратегий и знаков отличия. Утешение потребителей. Тезисы.

17 апреля в рамках деловой программы выставки «ЭкоГородЭкспо Весна 2015″ состоялась 3-я конференция «Экопродукция в российском ритейле и экологизация магазинов», на которой с докладом «Био-торговля в контексте государственного регулирования, понимания и гарантии экологического (био, органического) качества, используемых стратегий и знаков отличия. Утешение потребителей» выступил директор НП «Агрософия».

Ниже Вы можете ознакомиться с тезисами выступления либо скачать их здесь.

Био-торговля в контексте государственного регулирования, понимания и гарантии экологического (био, органического) качества, используемых стратегий и знаков отличия. Утешение потребителей.
А.В. Ходус, агроном, специализация «Генетика и селекция полевых культур», кандидат экономических наук (тема диссертационной работы «Управление производством и сбытом экологической продукции в России), директор некоммерческого партнёрства по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства «АГРОСОФИЯ», генеральный директор «Эко-Контроль».
Тезисы выступления на 3-ей конференции «Экопродукция в российском ритейле и экологизация магазинов», 17 апреля 2015 года.

История розничного био-рынка началась в России в 2004 году и связана с возникновением первого супермаркета «Рыжая тыква» на Белорусской. Засилье недоброкачественной продукции времён «демократии 90-ых» и уничтожение российского сельского хозяйства социального типа сделало нишу местной качественной здоровой натуральной и экологической (органической) продукции, практически, пустой. С ростом благосостояния потребителей начала 2000-х осознавшие это капиталы ринулись её занимать и зарабатывать на отложенной потребности российского потребителя в качественных продуктах. «Первопроходцы» розничного рынка био-продуктов хорошо известны: сеть «Перекрёсток», запустившая проект по торговле органическими товарами в 2004-м году и в этом же году его закрывшая, «Рыжая тыква», открывшаяся в 2004 году и закрывшаяся в 2005-м, «Грюнвальд», открывшийся осенью 2006-го, сменивший вывеску на «Биомаркет» в 2009-м и закрывший один из двух своих «Биомаркетов» в 2013-м, «Аривера», начавшая с интернет-торговли импортной продукцией в 2008-м.

Из 2-ух стратегий «наиболее широкий охват рынка» и «снятие сливок» была выбрана последняя. Цены, более высокие, чем в Евросоюзе в 3-4 раза, и в 8-10 раз выше по сравнению с обычной продукцией в России, необходимо как-то объяснять потребителю. Наиболее расхожими стали «объяснения»: «в России нет эко-стандартов», «в России нет био-сертификации», «рынок только зарождается»… — приходится везти из-за рубежа помалу и дорого. Главными потребителями «органики» была выбрана целевая группа «высокодоходные» и, соответственно, био-товары стали пытаться позиционировать как «имиджевые».

Неоспоримым вкладом в развитие био-рынка импортоориентированной торговли является то, что она, практически, впервые выделила био-торговлю из общей, создав определённый ассортимент био-товаров и показав их российскому потребителю, пробудив также внимание, а иногда и заинтересованность российского производителя к экологическому хозяйствованию.

Отрицательными сторонами импортоориентированной торговли стали обеднённый ассортимент био-товаров (в основном, продукты долгохранящиеся, отсутствие в ассортименте свежих био-овощей, био-фруктов, экологической мясо-молочной продукции); сверхвысокие цены, что стало находить в общественном мнении порицание с проецированием отрицательной реакции на все био-продукты и экологический тип хозяйствования, в целом («продукты для богатых»); искажение портрета био-потребителя в сторону «высокодоходного имиджевого потребителя» вместо, прежде всего, людей, заботящихся о здоровье, экологии и социуме; поддержка иностранных био-производителей и поставщиков био-услуг и не только отсутствие таковой, но и выстраивание «барьеров» по входу на био-рынок для отечественных.

Знаками отличия био-продуктов от обычных импортоориентированная торговля выбрала иностранные значки – прежде всего, знак Европейского Союза – видимо, ввиду того, что основной био-импорт шёл из ЕС (не считая проекта «органических полок» в «Перекрёстке» в 2004г.) – сначала был кружочек с колоском и звёздочками (EU LOGO old), затем, когда с 2010 года Знак ЕС поменялся – прямоугольник с листочком в виде звёздочек – т.н. «биолист» (EU Organic Logo New). С одной стороны, так было проще строить «продвижение» своих импортируемых из ЕС продуктов, на которых этот знак был уже нанесён, без перемаркирования при ввозе. С другой стороны, это казалось «удобным» в случае дальнейшей организации био-проектов в России, сертификации по стандартам, эквивалентным ЕС западными био-сертификаторами для био-рынка ЕС, но, между тем, на самом деле, предназначавшейся для внутреннего био-рынка – так российский био-потребитель не смог бы отличить их от товаров ЕС, что позволило бы продавать их по ценам, приближенным к ЕС, при значительно меньшей их себестоимости и продолжать «снимать сливки» с российского био-потребителя. Легитимность такой маркировки для внутреннего био-рынка Российской Федерации крайне сомнительна – не вводя в заблуждение, такая маркировка, максимум, может встречаться у товаров, импортированных из ЕС либо предназначенных для экспорта в ЕС и, в любом случае, является знаком «экологического качества» био-товаров ТОЛЬКО в ЕС, где её использование и хождение соответствующе контролируются. Следствия такой стратегии импортоориентированной торговли относительно «маркировки биолистом» не заставили себя долго ждать как относительно «био»-товаров, так и относительно «работы» западных био-сертификаторов: масса товаров, промаркированных «биолистом» неподтверждённого био-качества, появилась на российском био-рынке: как тех производителей, кто не декларирует свою приверженность хозяйствования в соответствие с эко-стандартами (Гречиха зелёная ЛаКоМе), так и у т.н. «сторонников органики», начавших торговые и производственные био-проекты в Российской Федерации и приглашающих иностранных био-сертификаторов на оценки (Крупа ячменная перловая АРИВЕРА; Горошек зелёный консервированный ЧИСТАЯ ЕДА; Гречка ядрица быстроразваривающаяся АРИВЕРА; Картофель Экоферма Алёховщина; Гречка ядрица непропаренная АРИВЕРА). Примечательно, что после указания западным био-сертификаторам на то, что их «сертифицируемые подопечные» выпускают «био-фальсификат с европейским биолистом» на российский био-рынок, эти био-сертификаторы зачастую «замыкались и переставали отвечать на запросы», био-фальсификат продолжал спокойно поступать на российский био-рынок, западные аккредитаторы вяло пытались мотивировать своих аккредитуемых био-сертификаторов хоть на какую-то адекватную реакцию по устранению выявленных нарушений. В настоящее время на российском био-рынке работает 6 иностранных био-сертификаторов, без соответствующей регистрации коммерческой деятельности на территории другого государства в соответствие с его законами. В отношении троих из них ведутся расследования (в т.ч. на уровне аккредитаторов и ЕС, в целом) в плане корректности проводимых работ и допускаемых нарушений в ходе био-сертификации. Био-сертификация – та деятельность, которая не видна био-потребителю, когда он в магазине приобретает тот или иной био-товар. Нарушения в области био-сертификации недопустимы и ведут к тотальному недоверию к био-качеству у потребителей со всеми вытекающими последствиями развития био-отрасли, в целом.

Между тем, естественной реакцией социального противодействия сложившейся ситуации на био-рынке стало появление так называемой «фермерской продукции» – изначально продукции мелкого отечественного производителя, также желающего достичь высоких цен и преодолеть барьеры по «входу» на рынок со своей, зачастую нетоварной продукцией, не соответствующей предписаниям эко-стандартов и российского законодательства. При этом, организаторами такой торговли изначально предпринимались и иногда всё ещё предпринимаются попытки поставить знак равенства между «фермерской» и «био» («экологической», «органической»). Подкреплённая профессиональным PR-ом «фермерская продукция», включая теперь уже и продукцию крупных (далеко не «фермерских») обычных (неэкологических) предприятий появилась на полках российских магазинов, включая некоторые био-магазины (особенно с начала введения санкций по ввозу продукции из ЕС). Правда, её продавцы до сих пор не в состоянии ясно и чётко объяснить потребителю, что же кроется за названием «фермерский продукт».

На сегодняшний день можно констатировать коллапс био-рынка: обилие понятий «эко», «био», «органический», «фермерский», «натуральный», «местный» и т.д. между которыми продавцы зачастую пытаются поставить знаки равенства в зависимости от рыночной конъюнктуры; обилие легитимных и нелегитимных значков, за которыми скрывается как, действительно, экологическое хозяйствование, так и просто значков, за которыми лишь желание получения маркетинговых преимуществ; био-сертификаторы, корректно работающие на био-рынке Российской Федерации и другие, желающие заработать или его «занимать», охватывая, по возможности, как можно шире и «закрывая глаза» на несоответствия эко-стандартам; действительно, экологические (био, органические) продукты и псевдо-био; санкции, что играют на руку российскому био-производителю и им приветствуются, резко осложнили ввоз био-продукции из ЕС (основной поставщик «органики» на российский био-рынок), поставив саму стратегию импортоориентированной торговли и её выживание в существующем виде под вопрос, но, вместе с тем, ещё больше увеличив её нестабильность и многократно повысив риски био-потребителей приобретения псевдо-био продуктов по заоблачным ценам.

Всё это делает российского потребителя дезориентированным и незащищенным. Его «утешением» в этом случае могут быть, конечно, знания о том, чем одна продукция отличается от другой, какие и где знаки отличия существуют и кем и как используются, как работают те или иные био-сертификаторы, где био, а где псевдо и т.д. и т.п. – очень много всего, что сложно «держать в голове», особенно, в постоянно меняющейся среде. Проще найти био-производителей настоящего экологического качества и делать закупки овощей, фруктов, мёда, круп и всего остального как напрямую у био-производителей, так и совместные («потребительская кооперация»). До тех пор, пока не появится ответственная, социально ориентированная как к отечественному производителю, так и к потребителю био-торговля, где можно будет приобрести высококачественные био-товары по доступным ценам.

Оборот российского био-рынка в 2012 году оценивался в 120 млн. евро. Ввиду вышеозвученных концептуально-стратегических проблем этапа начального формирования био-рынка, в сложившихся условиях следует ожидать его некоторый «провал» в 2014-2015гг., после которого – неуклонный рост, если в основе будет лежать, прежде всего, национальное развитие био-отрасли со всеми её составляющими. Такая возможность существует.

16 апреля появилась новость, что Министр Минсельхоза подписал проект закона об органическом сельском хозяйстве. Несомненно, данный проект желательно доработать для более эффективного развития российской био-отрасли, но даже в таком виде после принятия его соответствующим Законом в сложившейся ситуации хуже не стало бы.